На главную Города России О сайте Об авторе Тур-блог «в России» Тур-блог «За границей» Написать автору
Санкт-Петербург и пригороды Золотое кольцо России Подмосковье Черноморское побережье Крым Калининградская область КавМинВоды

Сайт посвящен туризму и отдыху и послужит on-line путеводителем по достопримечательностям России.

Введите Ваш запрос, например "Красная площадь" (с учетом регистра). Затем нажмите кнопку "Найти"

Куда отправимся? Нажмите, чтоб выбрать другой город!

Чуйский тракт

на главнуюГорно-АлтайскЧуйский тракт


Чуйский тракт

Чуйским трактом называется автомагистраль федерального значения М-52, которая начинается от Новосибирска и заканчивается на границе с Монголией. Протяженность тракта составляет почти 963 км. Но в те времена, когда появилось само название «Чуйский тракт», его применяли только к отрезку от Ташанты до Бийска – и лишь с 1961 года стали использовать по отношению ко всей магистрали.

Впрочем, у туристов, которых интересуют природные и рукотворные достопримечательности, тракт ассоциируется не с самой дорогой, а с красотами Алтая, раскинувшимися по обе ее стороны.

Климат местности

Чуйский тракт сначала идет по равнине, потом поднимается в предгорье и продолжается по горной местности. Самый суровый климат ждет путников в районе Семинского перевала. В Чуйской и Курайской степях температуры зимой могут опускаться до –40 °C, а летом подниматься до +30 °C. В предгорной местности температуры в течение года колеблются в диапазоне от –17 °C до +19 °C.

История

По сведениям, дошедшим до нас из китайских хроник, тысячу лет назад Чуйский тракт уже существовал, но назывался Мунгальским. Им пользовались воины и торговцы. Однако население России не рисковало выезжать дальше села Алтайское и практически не пользовалось этой дорогой. Ситуация изменилась в 1756 году, когда алтайцы добровольно вошли в состав Российской империи.

В урочище Байхач (Баих-гач) в верховье Катуни росло священное дерево, к которому народ тюрбенцев совершал ежегодное паломничество. В пути их сопровождало монгольское войско. Жители населенных пунктов, мимо которых проходили тюрбенцы, пользовались этой возможностью для торговли. Русские купцы, ранее торговавшие с паломниками только через посредников, решили, что Алтай теперь безопасен, и начали приезжать сюда лично. К середине XIX столетия русские оборудовали в этой местности склады. Они закупали у тибетцев, монголов и китайцев чай, шерсть, пушнину и скот, а им предлагали в обмен галантерею, выделанную кожу, железные изделия, молотки, пилы, топоры и ткани.

Состояние тракта на тот момент совершенно не располагало к активной торговле. Между ущельями вилась узкая вьючная тропа, на которой не смогли бы разминуться два каравана. При подходе к узкому месту один из представителей каравана проезжал вперед и клал посреди дороги шапку – это был знак, чтобы идущие навстречу пропустили их. На промежутке от Кош-Агача до Онгудая длиной 250 км отсутствовала даже колесная дорога.

На то, чтобы заменить караванную тропу более современной дорогой, во второй половине XIX столетия требовалось около полумиллиона рублей. Деньги на строительство Чуйского тракта частично выделило государство, еще часть средств поступила от Комитета Сибирской железной дороги, плюс свою долю внесли местные купцы. К работам приступили в 1901 году под руководством инженера И. Биля. Подряд на проект достался крестьянам из близлежащих сел Алтая.

К 1903 году была обустроена колесная дорога, кое-где появились новые паромные переправы. Это позволило купцам увеличить свой доход в 6 раз. Увы, уже через 10 лет Чуйский тракт полностью разрушился.

В 1914 году на Алтай прибыла экспедиция писателя и инженера В. Шишкова, разработавшая тот маршрут трассы, которым люди пользуются до сих пор. Чуйский тракт был проложен заново, а в 1922 году приобрел статус дороги государственного значения. В 1920-е годы по магистрали начали ездить автомобили и тракторы, что поначалу вызвало панику среди местного населения.

В 1930-е годы тракт существенно отреставрировали, в том числе за счет труда репрессированных заключенных. Зимой 1941 – 1942 годов по дороге прошел караван из Монголии, направленный на помощь Красной армии.

Достопримечательности

Символическим началом Республики Алтай считается арка, сооруженная за селом Долина Свободы, на 77-м км Чуйского тракта.

Северным форпостом Алтайских гор является гора Бабырган, которая возвышается в 30 км южнее Бийска. На ее гребне видны башни, но их строили не архитекторы. Своим живописным формам скалы высотой от 5 до 15 м обязаны мощному ветру, который «обтачивал» их на протяжении многих веков. Чтобы добраться до этой достопримечательности, нужно переплыть на левый берег Катуни и отъехать от поселка Платово на 14 км на запад.

Древнейшим каменным сооружением Горного Алтая считается храм Сошествия Святого Духа. Это святилище также стало первым каменным храмом в данной местности. Достопримечательность находится в селе Майма, расположенном на слиянии одноименной реки с Алгаиркой на месте их общего впадения в Катунь. Чтобы добраться сюда, надо отъехать от Горно-Алтайска на 7 км к северу.

На 17 км южнее села Майма, в 25 км от Горно-Алтайска, на левом берегу Катуни раскинулось озеро Ая с теплой и прозрачной водой. Посередине водной глади находится так называемая Беседка Любви – маленький островок, до которого опытные пловцы могут добраться без лодки.

Еще одно знаменитое местное озеро называется Манжерокским либо Доинголом. Оно мелководное и богатое рыбой, берега у него пологие. В 1,5 км от озера, у подножья горы Малая Синюха, на исходе XIX столетия построили село Манжерок. Его главными достопримечательностями являются источник питьевой воды, обладающей целебными свойствами, а также Манжерокские ворота – живописные пороги на реке Катунь.

В поисках воды, дающей эффект оздоровления, туристы отправляются также к роднику Аржан-Суу – в нем выявлена повышенная концентрация меди, серебра и иных полезных компонентов. Расположен этот источник в 7 км от села Манжерок. Вокруг него стоят шаман-деревья с белыми лентами на стволах.

Если перебраться от Аржан-Суу на левый берег Катуни, там обнаружатся Тавдинские пещеры. Раньше в них жили люди, но сегодня подняться туда практически невозможно – утесы гладкие и практические отвесные. Там же можно сфотографировать Тавдинскую карстовую арку – уникальную природную достопримечательность, которая внешне похожа на переходящий в арку мост. Раньше этот «мост» был частью свода карстового туннеля.

В 2 км от устья реки Каракол, на ее левом берегу, исследователи обнаружили древние плиты с наскальными рисунками и руническим письмом. В верховьях реки сформировалась группа из семи Каракольских озер. Они совсем неглубокие, максимум 10 м. Озерный комплекс обладает статусом охраняемой природной территории, возле него проходит граница между альпийскими лугами и лесом.

Любителям археологических достопримечательностей рекомендуется заглянуть в села Куюс и Еланда. Между ними располагается множество могильников, курганов, скал с высеченными на них изображениями. Название «Еланда» переводится с древнего наречия Алтая как «змеиная». Возле этого населенного пункта перекинут пешеходный мост через Катунь, а также расположена любопытная водная достопримечательность – Еландинский порог.

Полюбоваться на бурление и завихрения воды можно также в 1 км ниже устья реки Эдиган, возле одноименного села. Туристов особенно впечатляет порог Тельдеклень-1, обрамленный с обоих боков отвесными скалами.

В селе Акташ на границе с Монголией работает пограничный пункт – для посещения следующего села, Ташанта, уже придется оформлять пропуск. Здесь резко меняется пейзаж: на смену алтайской природе приходят одинокие горные вершины и сухая земля, из которой растут только колючки. Поселок здесь обустроили ради того, чтобы горняки добывали из близлежащего месторождения ртуть.

Перемещаясь по Чуйскому тракту, надо обязательно посетить музей, посвященный этой автомагистрали. Это заведение открыли в Бийске, в доме 10 в Центральном переулке. Там вниманию посетителей предлагается объемный макет тракта, диорамы, картины, а также богатая коллекция исторических фотоснимков и документов.

Это далеко не полный список местных красот. Если вы планируете осматривать достопримечательности Алтая вместе с гидом, вам покажут еще немало удивительных мест.

Туристическая инфраструктура

Путешественники по Чуйскому тракту чаще всего останавливаются в «Чемальском тупике». В этой курортной зоне Республики Алтай приезжих ждет множество гостиниц, кемпингов и турбаз. Большая часть инфраструктуры расположена на пространстве от села Чемал до деревни Соузга, в нижнем течении Катуни, на правом берегу.

Самостоятельные путешествия

Сегодня состояние дорожного покрытия на всей протяженности Чуйского тракта хорошее. Если выезжать из Новосибирска в сторону Бийска, первые 350 км живописных пейзажей не будет. Первую остановку ради пейзажной фотосессии можно сделать на границе Республики Алтай и Алтайского края. Продолжив путь, вы доберетесь до упоминавшегося выше села Майма. Свернув влево, вы окажетесь в Горно-Алтайске, откуда удобнее всего заказывать экскурсии по Чуйскому тракту в сопровождении гида. Если же не сворачивать, а ехать прямо, вы доедете сначала до Айских мостов и озера Ая, потом до Манжерока, а затем до Бирюзовой Катуни, где обустроен современный курорт с искусственным озером.


Поделитесь ссылкой с друзьями!


320x480

Путеводитель по достопримечательностям

Сайт, на котором Вы сейчас находитесь, посвящен отдыху и туризму в России и послужит Вам on-line путеводителем при планировании путешествий. Здесь Вы найдете информацию о достопримечательностях, музеях и гостиницах, а также фотографии и отзывы туристов. Мы будем рады услышать от Вас пожелания и предложения. По всем вопросам обращайтесь к автору сайта, воспользовавшись формой обратной связи. Если Вы обнаружили какие-либо неточности, также просим сообщать об этом. Заходите сюда чаще и зовите друзей! Мы всегда рады гостям!

Copyright © 2009-2020

При любом использовании размещенных здесь материалов, активная ссылка на сайт go-on-travels.ru обязательны. Если сайт показался Вам интересным и Вы хотите сообщить о нем другим людям, можете также установить на нас ссылку. Вот примеры:

Для сайтов:

Для форумов:

Яндекс.Метрика